Поскольку мотоблоки, это самоходная, многофункциональная машина, которая выпускается уже более 30 лет, наших граждан с ней знакомить не надо. Спросите у любого дачника или садовода, он скажет вам, что мотоблок издавна является наилучшим помощником при работе на земле. Спектр задач, выполняемых мотоблоком огромен: культивация, пахота, окучивание, нарезание борозд, посадка и копка картофеля, покос травы, колка дров, измельчение веток, прокачка воды, перевозка грузов, уборка снега и территории и многое другое.
Сегодня мотоблок насколько плотно вошел в жизнь каждого садовода, что представить жизнь без него уже не представляется возможным. Однако мотоблок имеет ряд недостатков по отношению к трактору. Самый основной недостаток, это то, что при работе с мотоблоком за ним необходимо постоянно ходить. И эта проблема не дает покоя огромному количеству компаний, который занимаются разработкой и производством навесного оборудования. Да и в интернете сеодня можно найти огромное количество самоделок, когда люди с руками не могут смириться с этой проблемой и самостоятельно пытаются сделать адаптер, который позволил бы мотоблок превратить, ну не в трактор конечно, но хотя бы в мототрактор и работать с техникой сидя на удобном кресле.
Конечно, сейчас практически любое предприятие впускающее мотоблок, делает классические адаптеры, которые можно подключить к большинству мотоблоков. Как правило такие адаптеры агрегатируются к мотоблоку сзади, через сцепную скобу, имеют плавающий режим заднего сцепного устройства, позволяющий работать с пассивным навесным оборудованием (плуг, окучник, в редких случаях картофелесажалкой) сидя на кресле и управляя мотоблоком. К сожалению, такой агрегат имеет достаточное количество недостатков:
- Оператор, двигаясь по полю, пользуется рулевым управлением самого мотоблока, что приводит к огромному радиусу разворота и ограничивает возможности работ на небольших участках.
- Вторая проблема, это невозможность использования активного навесного оборудования. Так как в ременных мотоблоках, активное навесное оборудование подключается через ремень, и та же вибрационная (грохотная) картофелекопалка должна подключаться к скобе, к которой уже подсоединён сам адаптер. Хотя использование непосредственно роторной косилки, которая агрегатируется спереди мотоблока, на таком адаптере трудна, неудобна, но возможна.
- Проблема перевозки грузов. Нагрузив полный прицеп, подключив адаптер к нему у нас получается переднеприводная машина, с учетом длины самого адаптера, как правило мотоблок среднего класса (80-95 кг), может либо пробуксовывать, либо начинать приподниматься, а при заезде на гору вообще перестать тянуть. Все это связано с недостаточной массой самого агрегата и приличной длинной всей конструкции включая сам прицеп.
- Проблема подключения мотоблоков, в которых прицепная скоба совпадает со шкивом агрегатирования активной навески (Агат, Салют, мотоблоки с ВОМ: Угра, МТЗ. Мотор Сич, Grasshopper)
К классическим адаптерам можно отнести Целина, АМП-350 Мобил К, адаптеры АМ.
На рынке также встречаются адаптеры с кузовами. Схема выглядит следующим образом. Мотоблок находится сзади, спереди установлен небольших размеров самосвальный кузов, сзади на скобу мотоблока агрегатируется подъемно-опускной механизм, на который в свою очередь подключается сцепка и пассивное навесное оборудование. Управление устроено через рулевой редуктор, имеются тормоза ленточного типа. Самый популярный производитель таких адаптеров это «КТЗ», а также «Целина тандем». Конструкторы данных адаптеров постоянно сталкиваются с огромным количеством проблем, что бы можно было подключать мотоблоки любого производителя. В итоге, под каждый мотоблок требуется подгонка и подготовка адаптера, что в свою очередь приводит к удорожанию конструкции. Стоимость таких адаптеров просто запредельная. От 1350 рублей за базовое исполнение. А дальше все зависит от мотоблока, к которому вы хотите его агрегатировать. Из очевидных минусов данной конструкции, кроме цены можно отметить:
- Проблема с подключением активного навесного оборудования, так как мотоблок расположен сзади, и подключен через дышло, на которое в общем то и должна агрегатироваться активная навеска. Это не касается адаптеров КТЗ, так как им удалось реализовать работающую схему некоторых активных орудий.
- Бесполезный, слишком маленький передний кузов. В итоге для перевозки грузов вы вынуждены будите купить прицеп.
- Очень высокая цена, которая не оправдывает вложения.
Адаптеры с кузовом КТЗ и Целина
Сколько бы конструкторы не бились над этой задачей, сделать поистине универсальный адаптер крайне сложно, особенно когда амбиции нацелены на массовый рынок. Однако, начало 2020 года, всколыхнуло рынок адаптеров, и мы получили сразу 2 уникальные новинки. Первая новинка вышла из ворот ПАО «Кадви», которая не просто приглянулась потребителям, а вообще вызвала небывалый ажиотаж на предприятии. Модель адаптера, которую выпустил завод, называется АМПК-1. Весь текущий год завод просто не справлялся с производством данного адаптера, так как спрос превышал технические возможности завода. По сей день, чтобы выписать АМПК-1 необходимо делать предзаказ на несколько месяцев вперед. Даже в октябре 2020 года, на заводе дефицит адаптеров и нам приходится постоянно ждать отгрузку. Заказы от клиентов мы принимаем, и как правило, все что к нам приезжает с завода уже раскуплено заранее.
В чем же уникальность конструкции АМПК-1? Заводу удалось сделать полноприводной адаптер, который, к сожалению, агрегатируется только с мотоблоками УГРА. Мотоблок УГРА имеет 2 ВОМ (вала отбора мощности), один ведущий, второй ведомый. Так вот конструкторам удалось совместить один из ВОМ, через кардан с идентичным редуктором, установленном на мотоблоке, и получить полноприводной мототорактор. Таким образом получилось увеличить тяговое усилие в 2 раза. В сети интернет огромное количество видео, как данный адаптер используются не только для земельных работ, но и для езды на бездорожье, перевозку стволов деревьев и огромных грузов. Такой адаптер стал просто незаменим в жизни белорусов, особенно для тех, у кого крупное хозяйство.
Из недостатков адаптера АМПК-1 можно отметить:
- Невозможность использования с другими мотоблоками, только с мотоблоком УГРА. Причиной тому становится шлицевой ВОМ, который в иных мотоблоках, как правило китайских, выполнен под шпонку.
Вот так плавно мы добрались до героя сегодняшней статьи, модуль переоборудования МТ1.
Так вот инженерам и конструкторам удалось добиться полной универсальности конструкции, которая позволяет работать с любым типом активного и пассивного оборудования, без каких-либо ограничений. Единственное что стоит отметить, что для разного класса мотоблоков, модуль имеет некоторые конструктивные отличия и отличается по стоимости. Так завод разделил адаптеры МТ-1 по классу мотоблоков следующим образом:
- Модуль переоборудования МТ-1 для мотоблоков АГАТ и Салют. Все мы знаем, что это идентичные мотоблоки, только Салют производится в Китае, а АГАТ в Российской Федерации. Но они как 2 брата близнеца. Для данных мотоблоков, стоимость адаптера будет самой невысокой. 1099 рублей на октябрь 2020 года. К модулю с мотоблоком АГАТ можно подключить совершенно любое активное, либо пассивное навесное оборудование: плуг, окучник, прицеп, грохотная картофелекопалка, картофелесажалка, косилка, щетка, насос, снегоуборщик и многое другое.
- Модуль переоборудования МТ-1 для мотоблоков НЕВА МБ-2, МБ-23, ОКА, Целина, стоимость адаптера составит 1223 рубля. Весь спектр навесного оборудования так же можно использовать.
- Модуль переоборудования МТ-1 для мотоблоков BRAIT, Хопер 1100, Гроссер, Кентавр, Rossel по цене 1306 рублей. Вся пассивная навеска и активная так же доступна, однако для китайских мотоблоков в Беларуси очень скудный ассортимент активного навесного.
- Ну и самый долгожданны адаптер МТ-1 для мотоблока МТЗ. Самая высокая стоимость 1599 рублей, правда в комплекте уже идет привод для фрезы. Теперь культивацию активной фрезой можно выполнять сидя на адаптере. Мечта каждого владельца МТЗ, это конечно перейти на минитрактор. Однако если обратить внимание, мотоблок с адаптером обойдется порядка 4500 рублей, а тракторы уже выше 8000 рублей. А по функционалу, адаптер очень близок к возможностям минитрактора Беларус.
Из чего состоит МТ-1? Жёсткая рама, мотоблок крепится сзади, рулевое управление через редуктор, 2 подъёмно-опускных механизма для навесного оборудования (спереди и сзади), дисковой (а не ленточной) тормозной системы. Для агрегатирования активного навесного оборудования отдельно докупается переходная муфта и защитный кожух ремня. Подключается к переднему опускному механизму, через шкив отбора мощности на мотоблоке к шкиву косилки, снегоуборщика, щетки. Из пассивного навесного оборудования на переднюю скобу можно агрегатировать лопату отвал.
На задний плавающий механизм, через сцепку можно агрегатировать совершенно любое навесное оборудование доступное для мотоблока, с которым соединён адаптер. Прицеп, вибрационная картофелекопалка, сажалка, плуги, окучники и многое другое. Главное, что все операции пользователь может выполнять сидя. Эргономика рабочего места оператора на высшем уровне.
Очень интересном остается вопрос возможности культивации на фрезах, сидя на адаптере. В сети интернет можно увидеть множество видео, как фрезеруют почву в сидячем положении. При этом, фрезы находится ровно под оператором. Данный вопрос я оставлю открытым, пока лично не испытаю данную функцию. Ну а что по ТТХ, вес адаптера составляет 75 кг., ширина колеи 70 см., габаритные размеры 1770 х 1250 х 760 мм, радиус разворота 3 метра.
С уважением специалист компании promotoblok.by