И так, наступил новый, 2021 год, и на рынке садовой техники произошло важное, но не самое приятное событие. Стоимость металла резко выросла на мировом рынке, а это означает, что вся техника, в том числе и мотоблоки, существенно поднялись в цене. Как нам жить и какой мотоблок выбрать в 2021 году мы сегодня и будем с вами обсуждать.
3 основыных вопроса, на которые должен ответить себе покупатель:
Если вы зашли на эту статью, значит вы очевидно являетесь собственником участка и очевидно устали махать лопатой, заниматься посадкой картофеля и уборкой вручную, косить траву косой, полоть, окучивать и т.д. Поэтому вы и начали подбирать себе помощника, который заменит ваш ручной труд на современный механизированный. Из всего разнообразия предложений на рынке, вы скорее всего запутались. Огромное количество моделей, брендов, двигателей, редукторов, разные колеса, функционал, горы навесного оборудования, все это слишком сложно и не понятно простому покупателю. Хоть на первый взгляд это выглядит крайне сложно и непонятно, сегодня я постараюсь максимально просто и кратко вам все разъяснить и помочь с выбором.
Первый вопрос, который вы должны перед собой поставить, это какая у вас планируемая площадь обработки, и насколько тяжелый грунт. Это самый первый вопрос, который мы задаем своим покупателям. Хочу обратить ваше внимание, важен именно участок обработки, а не весь участок, на котором у вас дом, баня, теплица и т.д. Потому что часто слышу: -"20 соток", а потом мы начинаем выяснять с покупателем и оказывается, что 20 это весь участок, а в обработку он готов пустить не более 5 соток.
Второй вопрос. Какие вы хотите выполнять работы. Понятное дело, культивация фрезами, пахота плугом, окучивание, перевозка грузов. Но более важна работа с активным навесным оборудованием. Роторная косилка, снегоуборщик, лопата отвал, насос, картофелекопалка, дровокол и многое другое. Почему этот вопрос так важен. Дело в том, что на рынке присутствует огромное количество китайской техники, которая не способна работать с активным навесным оборудованием, так как в конструкции не предусмотрен отбор мощности не через ремень, ни через жесткий ВОМ. И сегодня вам кажется, что вы не будете использовать активное навесное оборудование, то необходимо подумать на будущее и заранее побеспокоиться о том, чтобы оно было в наличии и его можно было подключать к вашему мотоблоку.
Третий, очень важный вопрос, можно ли подключить выбранный мотоблок к адаптеру. Рано или поздно, все кто начинает работать с мотоблоком, устают за ним ходить и начинают искать варианты, что бы можно было выполнять работы сидя на удобном кресле и вращая рулевое колесо работать на своем участке. Это неизбежно, поэтому, при выборе техники, сразу поинтересуйтесь какой к нему можно подключить адаптер и какой у него функционал.
Давайте начнем с самого простого. Мотоблок, это устройство, состоящее из:
- Рамы
- Двигателя
- Редуктора
- колес
- Наличия отбора мощности для подключения активного навесного оборудования
Двигатель для мотоблока.
При выборе двигателя, который будет установлен на вашем мотоблоке, необходимо руководствоваться большим количеством параметров:
- Соотношение мощности двигателя к массе мотоблока
- Обслуживание и наличие запчастей
- Заложенный заводом изготовителем моторесурс
- Бренд
Давайте сразу все двигатели разделим на брендовые и на копии (подделки).
- К брендовым моторам, устанавливаемым на мотоблоки относятся:
Данные моторы устанавливаются практически на все мотоблоки российского производства ОКА, АВАНГАРД, АГАТ, УГРА, НЕВА мощностью от 6.5 до 12 л.с., а также на мотоблоки Беларус МТЗ, Grashopper, Мотор Сич мощностью 9 – 13 л.с. Ресурс таких моторов от 1100 до 5000 моточасов. Как правило все моторы предназначены для круглогодичного использования так как имеют облегченный старт. Одноцилиндровые, 4-х тактные, воздушного охлаждения. Самой большой популярностью при выборе мотоблока пользуются моторы Lifan 168F-2 на 6.5 л.с., Lifan 170F на 7 л.с., Lifan 177F на 9 л.с., Zongshen GB270 9 л.с., Wima 188F на 13 л.с., Honda GX200 на 6.5 л.с., Yamaha X300 на 12 л.с., Briggs & Stratton I/C на 10 л.с., Briggs & Stratton Vanguard 6.5 л.с.
Лидером при покупке мотоблока среднего класса является бренд Lifan, приблизительно 70% покупателей отдают свое предпочтение именно этой марке. Немудрено, запчасти есть в каждом магазине, стоят копейки, моторы с чугунной гильзой отрабатывают свои честные 1000 + моточасов, высокая ремонтопригодность, невысокая цена нового мотора.
Среди тяжелой техники лидером по-прежнему остается Weima 188F на 13 л.с. Так как стоимость мотоблока с таким мотором может сильно отличатся от версии с двигателем Honda на 9 л.с.
Самый высокий ресурс заявленный заводом изготовителем имеют двигателя Briggs & Stratton Vanguard 6.5 л.с. – 3000 моточасов, Yamaha MX175 и MX200 – 3000 моточасов, Yamaha MX300 – 5000 моточасов. Правда, и мотоблоки с такими двигателями по стоимости просто зашкаливают.
Мое мнение такое — любой мотор представленный в линейке является качественным, однако поломки встречаются везде. Обслужить, или отремонтировать японский, американский моторы крайне дорого, зачастую банальная замена стартера выходит по стоимости как новый мотор Lifan или Zongshen. Поэтому я рекомендую к покупке технику с китайским, фабричным мотором. Разница в стоимости мотоблока, как правило, компенсирует покупку второго такого двигателя. Отработав на Lifan свои положенные 10 лет, проще будет купить новый такой же мотор, и вы все равно останетесь в выигрыше, потому что мотоблок с таким двигателем стоит значительно дешевле, чем сразу с японским или американским.
- Копии двигателей, а точнее копии копий двигателей. Часто вы можете встретить, особенно на китайской технике, такую маркировку двигателя как GX. Многие продавцы вещают, что это моторы копия Honda, однако от Honda там только пустое звучание, которое бормочет себе под нос нерадивый продавец. При том таких мотором множество: от 8.5 до 18.5 л.с. Чаще всего встречаются на китайских мотоблоках: китайского бренда с "немецкими корнями", Groff, Spec, Stark, Fermer, Alikak, Skiper и т.д. Мало того, что вся эта техника не является мотоблоками, а является культиваторами, которые выпускаются на одном заводе в Китае, продаются у нас под разными наклейками, так в общем-то и заявленная мощность такой техники крайне преувеличена. Но самое страшное, что такие моторы отхаживают не более 500 моточасов в лучшем случае. Сразу после обкатки культиватора с таким мотором половина лошадей погибает, через 2 сезона остается не более 15% мощности. Больше половины моторов умирает при 300-х моточасах.
Страна изготовитель | Бренд | Мощность | Ресурс | Мотоблок |
Китай | Lifan | 6.5 - 7 - 9 л.с. | 1100 моточасов | ОКА, УГРА, АГАТ, Авангард |
Китай | Zongshen | 6.8 - 7.5 - 9 л.с. | 1100 моточасов | НЕВА |
Китай | Hammermann | 7 л.с. | 1000 моточасов | АГАТ |
Китай | Weima | 9 - 13 л.с. | 2000 моточасов | МТЗ, Мотор Сич, Grasshopper |
Япония | Honda | 6.5 - 9 - 13 л.с. | 2000 моточасов | ОКА, УГРА, АГАТ, НЕВА, МТЗ, Мотор Сич, Grasshopper, Мобил-К |
Япония | Yamaha | 6 - 6.5 - 12 л.с. | 3000 - 5000 моточасов | НЕВА |
Япония | Subaru | 6 - 7 л.с. | 2000 моточасов | Мобил К |
США | Briggs & Stratton | 5 - 6 - 6.5 - 10 л.с. | 1100 моточасов | ОКА, УГРА, АГАТ, НЕВА |
Китай | Серия GX - копия | 8 - 18.5 л.с. | 500 моточасов | китайский бренд с "немецкими корнями", Fermer, Asilak, Stark |
Редуктор мотоблока
Всего существует несколько основных типов редукторов мотоблоков:
- Червячный редуктор
- Цепной
- Шестеренчатый
- Шестеренчато-цепной
Встретить мотоблоки с червячным редуктором сейчас крайне сложно. Технология простая и достаточно надежная, однако очень ограничена мощностью двигателя и нагрузкой на сам редуктор. Поэтому данный тип мотоблока мы не будем рассматривать сегодня.
Цепной редуктор. Встречается достаточно часто. Является одним из самых надежных редукторов. Простейшая конструкция шестерен и цепи, не требует специального обслуживания. Встречается на всей линейке мотоблоков ОКА. Про данный редуктор уже ходят легенды, так как агрегат способен пережить апокалипсис и не одну смену двигателей. По заводу идет полностью запечатан и не требует замены масла. Цепной редуктор способен отработать без проблем 15-20 лет. При необходимости имеет разборную конструкцию, крайне дешев в ремонте. Выдерживает высокие нагрузки и способен работать на целине.
Самая надежная и долговечная конструкция редуктора – это шестеренчатый. Чаще всего мотоблоки с таким редуктором оснащены жёстким валом отбора мощности, так как технология позволяет эксплуатировать мотоблок в жестких условиях. Как правило выполнен либо из алюминия, либо чугуна. Внутри конструкция напоминает набор калёных шестеренок. Никаких цепей, только полный контакт. Такая конструкция является самой надежной и предназначена для работ в тяжелых условиях. Фактически не требует затрат на обслуживание, так как нет никаких цепей и элементов подверженных растяжению, из обслуживания только регламентная замена масла. Мотоблоки с шестеренчатым редуктором.
- Среднего класса, российского производства: АГАТ, УГРА
- Тяжелого класса: МТЗ, Мотор Сич, Grasshopper
- Китайские культиваторы среднего и тяжелого класса: китайский бренд с "немецкими корнями", Groff, Spec, Stark, Fermer, Alikak,
При выборе китайского мотоблока (культиватора), надо учитывать, что редуктора в такой технике, как правило, не разборные, чугунина китайского производства крайне хрупкая, при ударе редуктора о камни появляются микротрещины, что приводит к потере масла и мотоблок выходит из строя. Отремонтировать такой редуктор не представляется возможным. Только полная замена агрегата.
Шестеренчато-цепной редуктор. Можно встретить на мотоблоках российского производства: Мобил К, Авангард, Нева. Самим по себе конструкция немного что-то среднее между цепным и шестеренчатым. Данный тип редуктора имеет самую сложную конструкцию и самый дорогой в производстве. Он не способен выдерживать такие нагрузки как шестеренчатый редуктор, но отличается своей эластичностью и низкими вибрациями при работе. Плюс дает возможность подбирать передаточные числа таким образом, что максимально расширить диапазон работ. Заводом «Красный Октябрь» была разработана уникальная конструкция такого редуктора и называется она Мульти-Агро. Устанавливается на мотоблоки НЕВА МБ-1, МБ-2 и МБ-23. Расширенный диапазон такого редуктора, позволяет достичь 8 передач переднего хода и 4 передач заднего хода. В классическом исполнении типа Мобил К, Авангард и Нева с классическим редуктором, количество передач ограничено 2-мя вперед и 1 передачей заднего хода. При выборе мотоблока с шестеренчато-цепным редуктором надо внимательно следить за его состоянием и проводить ТО согласно регламента завода изготовителя. В противном случае вы рискуете попасть на растяжение цепи, обрыву, повреждению шестеренок. Ремонт таких редукторов крайне дорогой, поэтому к технике надо относиться внимательно и бережно.
Класс мотоблока
Мотоблоки делятся на 3 основных класса:
- Легкие, до 65 кг
- Средние, то 65 до 95 кг
- Тяжелые от 95 и выше
Легкие мотоблоки на нашем рынке представлены брендами Авангард и Мобил-К, масса таких мотоблоков составляет 65-67 кг. Оснащены оба варианты шестеренчато-цепными редукторами, мощность двигателя составляет 6.5-7 л.с.
Данный класс мотоблока можно использовать с любым видом навесного оборудования, как с активными орудиями, так и с пассивной навеской. Перечень работ огромен: кошение, вспашка, культивация, посадка, копка картофеля, перевозка грузов, уборка снега и многое другое. Рекомендую такую технику использовать исключительно на дачных участках до 10 соток земли.
Средний класс. Самый распространенный класс мотоблоков на территории России, Беларуси и Украины. Дело в том, что техника среднего класса, стоит ненамного дороже чем легкого, но значительно дешевле чем мотоблоки тяжелого класса. Модельный ряд настолько обширный, навесное оборудование, запчасти, утяжелители, грунтозацпы и т.д., что по сути из мотоблока среднего класса массой в 95 кг, с помощью стандартных утяжелителей без проблем можно сделать мотоблок весом в 130 кг. Поэтому с учетом доступной цены и огромного количества навесного и аксессуаров, этот класс техники занимает более 60% всего рынка. К мотоблокам среднего класса относятся: ОКА, НЕВА, УГРА, АГАТ, САЛЮТ. Мотоблоки среднего класса могут комплектоваться редуктором: цепным, шестеренчатым, шестеренчато-цепным. Отбор мощности для агрегатирования активного навесного оборудования может быть ременной (ОКА, НЕВА, АГАТ (Салют)), либо через жесткий вал отбора мощности (УГРА). Данный тип мотоблоков используется при обработке участков до 1 гектара земли, в зависимости от мощности двигателя.
Тяжелый класс мотоблоков, всеми нами любимый МТЗ, Grasshopper, Мотор-Сич. Масса техники составляет порядка 180-250 кг., мощность моторов 9-16 л.с., жесткий вал отбора мощности, пониженный ряд коробки передач и массивный шестеренчатый редуктор с разблокировкой дифференциала в литом чугунном корпусе. Такую технику используют на участках от 30 соток земли и до размеров, который ограничен лишь вашей фантазией. Техника такого класса относится к профессиональной, все навесное оборудование сделано исключительно под ВОМ и стоит колоссальных денег. Собрать стандартный набор с мотоблоком МТЗ выливается в сумасшедшие деньги. Однако, когда речь идет о профессиональном садоводстве, тяжелая техника вне конкуренции.
Класс китайский. Моя любимая тематика, культиваторы (мотоблоки) китайского производства по заявленным ТТХ относятся вроде как к тяжелому классу, ибо зачастую производители пишут массу в 130 – 160 кг. Однако, как любят китайцы преувеличивать мощность своих моторов, так же любят и приврать о массе агрегата. Таким образом, бОльшую часть техники конечно стоит отнести к среднему классу, но проблема заключается в том, что китайские культиваторы, даже имея в названии свое слово «ВОМ» не могут работать с активным навесным оборудованием. Поэтому их в принципе нельзя отнести к слову мотоблок, а исключительно культиватор. Поэтому в основные категории китайская техника не попадает.
Отбор мощности в мотоблоках.
Сложно себе представить современный мотоблок, который бы ограничивался исключительно культивацией почвы, вспашкой, окучиванием и перевозкой грузов. Мотоблок должен работать с активным навесным оборудованием и точка! Это не подлежит обсуждению. Если на технику нельзя установить косилку, снегоуборщик, щетку, насос, циркулярку, дровокол и т.д. зачем он вообще нужен в хозяйстве? Раз в год, проще нанять бригаду, которые за копейки вскопают вам весь участок. Да и всегда остро стоит вопрос подключения к адаптеру. К примеру, для МТЗ с ВОМ можно выбрать несколько вариантов адаптеров, Хорс АМ, или МТ-1, для мотоблока АГАТ МТ-1, для мотоблоков УГРА адаптер АМПК-1 вообще с полным приводом. А если взять к примеру китайский культиватор (мотоблок) к нему адаптер будет представлен просто как ездовой модуль, на котором можно кататься с телегой.
Отбор мощности в современном мотоблоке можно реализовать 2-мя способами:
- Через шкив клинового ремня (Мобил-К, Агат, Ока, Нева, Авангард)
- Через жесткий вал отбора мощности (Угра, МТЗ, Grasshopper, Мотор Сич)
- Для китайских культиваторов, отбор мощности не предусмотрен, даже при его наличии, активное навесное оборудование в Беларуси не реализуется, потому что качество китайской косилки рассчитано ровно на 1 сезон.
Основные плюсы подключения навесного оборудования через жестким ВОМ (Угра, МТЗ, Grasshopper, Мотор Сич)
1. Отсутствие на мотоблоке каких-либо ремней
2. Навесное оборудование, подключённое через ВОМ, также не имеет никаких ремней, только жесткая, прямая сцепка
3. Полный контакт обеспечивает более высокий КПД при работе с активным навесным оборудованием
Из минусов можно отметить дороговизну навесного оборудования, относительно ременной конструкции.
Основные плюсы подключения через ременную передачу активного навесного оборудования:
- Низкая стоимость навески
- Доступность, унификация. Скажем так, для мотоблока ОКА, НЕВА, Мобил-К, АВАНГАРД, подходит роторная косилка, выпускаемая на многих заводах РФ. Заря, КР-0,5, КМ-0,5
- При резком заклинивании в процессе работы активного навесного, ремень начинает проскальзывать, невозможно повредить редуктор
Основным минусом ременной технологии, при агрегатирования навесного оборудования, является:
- Постоянный контроль за состоянием ремней, их частая замена
- С учетом «длинного пути» подключения, 3 ролика + ремень, выходная производительность сильно падает
- При тяжелых работах, даже новый ремень может начинать проскальзывать
Общий вывод, если у вас достаточно небольшой участок обработки, к примеру 10-20 соток пахоты и 10 – 15 соток на покос травы, можно смело использовать технологию ременного отбора мощности. Если у вас на активный работы, к примеру 50 соток только на покос травы, а это необходимо скашивать 2-3 раза в сезон, лучше смотреть в сторону мотоблока с жестким ВОМ.
На основании всего выше изложенного мы приходим к самому основному моменту. Как выбрать мотоблок в 2021 году.
Учаток обработки | Грунт | Навеное для обработки земли | Активное навесное | Лучший мотоблок 2021 |
до 10 соток | Тяжелый | Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. | Мобил К |
До 10 соток | Легкий | Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. | Мотоблок Авангард |
до 20 соток | Тяжелый | Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. |
Мотоблок АГАТ Мотоблок Авангард |
до 20 соток | Легкий | Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. |
Мотоблок ОКА Мотоблок НЕВА МБ-2 |
до 40 соток | Тяжелый | Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. |
Мотоблок УГРА Мотоблок НЕВА МБ-23 |
до 40 соток | Легкий | Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. |
Мотоблок ОКА 9 л.с. Мотоблок НЕВА МБ-2 |
до 80 соток |
Любой |
Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. |
Мотоблок УГРА 9 л.с. Мототрактор УГРА Мотоблок НЕВА МБ-23 Мотоблок МТЗ Мотоблок Grasshopper Мотоблок Мотор Сич |
1 гектар + |
Любой |
Плуг, окучники, рыхлители, выкапыватель, прицеп, адаптер, отвал, картофелесажалка | Косилка, картофелекопалка, снегоуборщик, дровокол, измельчитель, адаптер и т.д. |
Мотоблок МТЗ Мотоблок Grasshopper Мотоблок Мотор Сич |
Лучший мотоблок в 2021 году для участков до 10 соток по соотношению цена-качество-функциональность. Мотоблок АВАНГАРД АМБ-1М10
Лучший мотоблок в 2021 году для участков до 20 соток земли : Мотоблок АГАТ (Салют) Л-6,5
Лучший мотоблок с ВОМ в 2021 году для участков до 50 соток земли: Мотоблок Угра НМБ-1Н17 с ВОМ (НМБ.000.000.0-60) с пониженной передачей
Лучший ременной мотоблок 2021 года для участков до 30 соток: Мотоблок ОКА МБ-1Д2М10