ВОМ – это узел мотоблока, передающий крутящий момент на активное навесное оборудование.
Зачастую, в мотоблоках существует 2 варианта отбора мощности, это через клиноременную передачу, либо напрямую подключаясь к валу отбора мощности. Какое преимущество дает подключение активного навесного оборудования к ВОМ:
- Отсутствие ремней (ремни имеют износ, они могут перекручиваться, проскальзывать, постоянно требуют обновления)
- В сравнении с ременными мотоблоками, при подключении через ВОМ отсутствует потеря мощности.
- На вал отбора мощности можно агрегатировать тяжелое навесное оборудование.
На нашем рынке можно встретить мотоблоки с ВОМ:
- Тяжелого класса: МТЗ, МоторСич, Grasshopper. Из легких вариантов ничего нет, так как в первую очередь они предназначены для работы с тяжелым навесным оборудованием. Стоимость тяжелых мотоблоков запредельно высокая, вес достигает 200 кг., такие мотоблоки чаще подходят не для садовых участков, а для сельскохозяйственных предприятий.
- Легкого класса такие агрегаты не выпускаются
- Средний класс (самый распространенный, массой порядка 100 кг., предназначенные для участков 10-50 соток земли). На рынке можно встретить китайские культиваторы в том числе с "немецкими корнями". На некоторых моделях этих брендов встречается наличие «ВОМ», но, мало того, что сами культиваторы очень низкого качества (порошковый металл, отсутствие пониженной передачи, использование при литье редуктора не аллюминия, а силюмина, который от вибрации начинает через год разрушаться), так и сам ВОМ имеет диаметр, под который навесное оборудование у нас в стране купить невозможно. Получается, что в Беларуси, купить мотоблок с ВОМ и пониженной передачей, который можно использовать со всем активным навесным оборудованием невозможно? Конечно же возможно. Единственный полнофункциональный мотоблок с ВОМ и пониженной передачей, который можно купить в Беларуси называется — УГРА. При этом, цена на УГРУ российского производства (из качественного металла, редуктор выполнен из алюминия, мотоблок имеет 2 вала отбора мощности для любого навесного оборудования и не только) в Беларуси на том же уровне, что и убогие китайские культиваторы. А теперь, все по порядку.
Рассмотрим российский вариант мотоблока торговой марки Кадви Угра НМБ1-Н7. Это мотоблок среднего класса весом 85 кг. Идеально подходит для выполнения различных работ на приусадебном участке. Благодаря возможности использования разнообразного дополнительного оборудования мотоблок Угра позволяет проводить полный цикл сельскохозяйственных работ. Помимо стандартного навесного оборудования мотоблок Угра может работать и с активной навеской. Такой как роторная косилка для травы, картофелесажалка и картофелевыкапыватель. А для зимнего периода можно устанавливать приставку-снегоуборщик. Все активное навесное оборудование подсоединяется к задней части мотоблока и приводится в движение через вал отбора мощности. К тому же мотоблок Угра можно использовать для перевозки грузов, он способен тянуть прицеп с грузом до 300 кг.
Теперь подробнее разберемся что за мотоблок скрывается под названием Угра. Начнем с самого главного в мотоблоке – это трансмиссия. Трансмиссия мотоблока Угра состоит из коробки передач и суппорта с главной передачи, он же редуктор. Сам он шестеренчатый. Преимущество такого редуктора заключается в высокой эффективности и прочности. Он обеспечивает мотоблоку высокий крутящий момент и достаточную силу тяги, в результате мотоблок отлично обрабатывает почву даже в сложных условиях эксплуатации. Редуктор крепится к нижнему фланцу коробки передач. Коробка передач механическая шестеренчатая двухвальная с 3 передачами вперед и 1 назад. Такой набор передач расширяет возможности пользователя при выборе эффективной скорости для выполнения мотоблоком конкретного типа задач. Придаточные числа коробки передач следующие: первая передача - 3.89, вторая передача – 2.39, третья передача – 1.65, задний ход – 6.18. Благодаря этому средняя скорость мотоблока на стандартных колесах на первой передаче получается 3.6 км/час, на второй – 5.9 км/час, на третьей – 8.5 км/час, а заднего хода 2.3 км/час. Такая скорость позволяет пользователю эффективно использовать навесное оборудование.
Коробка передач имеет 2 вала отбора мощности, нужны они для привода навесного оборудования. Первый вал отбора мощности – это шестерня ведущая, представляет собой разборную конструкцию, на которой выполнены зубчатые венцы ведущих шестеренок первой, второй, третьей передачи и заднего хода. На переднем конце вала нарезаны шлицы для ведомой полумуфты сцепления. Задний конец выведен наружу и имеет шлицы для привода навесных орудий, частота вращения вала отбора мощности равна частоте вращения вала двигателя. При нажатии на рычаг сцепления вращение вала прекращается. Второй вал отбора мощности – это вал шестерня ведомая, выполнена как одно целое с конической шестерней, задний конец вала также выведен наружу и имеет шлицы отбора мощности с частотой вращения, зависимой от выбранной передачи. При движении мотоблока ВОМ начинает вращаться. Связь коробки передач с двигателем осуществляется за счет многодискового сцепления в масляной ванне с выжимным подшипником. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатые пружины сжимает пакет дисков, ведущих и ведомых, набранных поочередно. За счет трения между дисками осуществляется связь двигателя с коробкой передач. Если нажать на рычаг сцепления, то выжимной подшипник сжимает диафрагменную пружину. Ведомые диски освобождаются от ведущих и тем самым прекращается передача вращения от двигателя к коробке передач. Таким образом происходит работа сцепления.
Очень важный момент, так как на мотоблоке УГРА находится 2 вала отбора мощности, УГРА без труда, при присоединении специального адапера АМПК-1 может становится полноприводным, полноценным мототрактором. Все операции по обработке земли можно выполнять в сидячем положении. Кроме этого, полный привод позволяет мототрактору УГРА передвигаться по пересеченной местности, особое внимание стоит уделить рыболовам и охотникам на этот агрегат.
Переключение передач на мотоблоке происходит при выжатом сцеплении, редуктор и коробка передач полностью изготавливается на станках завода «Кадви» и не имеет импортных комплектующих. Также на заводе есть отдел технического контроля, который осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю. Вся техника после изготовления и сборки проходит проверку испытания на специальном стенде.
Настало время узнать, что за двигатель устанавливают на мотоблок Угра. На самом доступном варианте мотоблока Угра установлен двигатель Lifan 168F-2 на 6.5 л.с. Ни для кого не секрет, что для удобства и доступности окончательной цены на мотоблок устанавливают китайские двигатели – это нормальное явление. Китайские двигатели зарекомендовали себя как простые, неприхотливые и надежные агрегаты, о которых все известно и запчасти на такие двигатели можно приобрести в любом городе по низким ценам. Тем более цена на мотоблок с таким двигателем будет значительно меньше, чем с брендовым двигателем. Также модельный ряд мотоблока Угра может комплектоваться брендовыми двигателями. Такими как Honda,
Briggs & Stratton, Subaru. Также есть возможность приобрести Угру с двигателем Lifan на 9 л.с. и дизельным двигателем. Но цена на мотоблок с таким двигателем будет заметно выше. Силовой агрегат и трансмиссия жестко соединены между собой и образуют блок, к которому крепятся органы управления, сцепка, колеса и крылья.
Выходные валы редуктора круглые диаметром 30 мм, в комплекте с мотоблоком поставляются удлинители колес. С помощью которых можно увеличить ширину колеи мотоблока. На УГРЕ установлены колеса размером 4.00×10 производителя "Петрошина". Мотоблок комплектуется фрезами. Качество фрез намного выше, чем у фрез китайского производства. Мотоблок Угра с фрезами стандартной комплектации имеет ширину захвата 675 мм. и способен обрабатывать землю на глубину до 30 см. Органы управления мотоблока состоят из рулевой колонки, руля и рычагов управления мотоблоком. Рулевая колонка крепится к верхней части коробки передач через специальные втулки. Такая система крепления уменьшает вибрации, передаваемые от мотоблока к пользователю. Регулировка руля только по вертикали. Слева на руле установлен комбинированный рычаг сцепления с рычагом стоп-двигателя. Справа расположен рычаг оборотов двигателя, он же рычаг газа. Мотоблок Угра оснащен системой безопасности по европейским стандартам и имеет рычаг остановки двигателя на руле. В случае нестандартной ситуации пользователь отпускает рычаг и двигатель мотоблока останавливается. Также присутствует кнопка стоп на корпусе самого двигателя.
Если вы решили купить мотоблок с ВОМ, то единственный вариант для вас — Угра. Он несомненно достоин вашего внимания. Производится полностью на российском заводе, за исключением двигателя. Имеет контроль качества: готовая продукция проходит проверку. Мотоблок подкреплен запчастями и имеет сервисное обслуживание. Гарантия 18 месяцев. Также мотоблок поставляется заправленный маслом и имеет большой выбор дополнительного оборудования, разработанного специально для него.
Навесное оборудование для мотоблоков Угра.
К мотоблокам Угра агрегатируется навесное оборудование не только родное производства ПАО «Кадви», но и от других производителей. Навесное оборудование и сами мотоблоки производятся на Калужском моторном заводе «Калужский двигатель».
С навесным многофункциональным оборудованием полностью механизируются агротехнические работы.
Навесное оборудование, совместимое с любым из мотоблоков Угра:
- Косилка.
- Прицепная тележка.
- Картофелесажалка.
- Выкапыватель клубней.
- Культиваторные фрезы.
- Грунтовой зацеп.
- Утяжеляющий груз.
- Плуг.
- Окучиватель (распашник).
- Борона.
- Снегоуборчная техника.
- Мотоблочный адаптер.
- Земляные буры.
- Измельчители веток.
- Мотоблочные корморезки.
- Сцепные механизмы.
- Водяные насосы.
Подробнее о каждом
Косилки для мотоблоков УГРА. Для мотоблоков Угра, сам завод «Калужский двигатель» выпускает роторную косилку Заря-5 под вал отбора мощности. Конечно Заря выпускается и для ременных мотоблоков, но для УГРЫ своя собственная модель. Косилка ЗАРЯ-5 завоевала сердца потребителей за невысокую стоимость, высокую производительность при покосе травы, за простоту и надежность.
Что касается прицепов (тележки). Агрегатируется к любой модификации УГРЫ при помощи универсальной сцепки. Производитель прицепа не имеет значения, грузоподъемность прицепа ограничена заводом в 300 кг., мы рекомендуем обратить внимание на прицепы производства ЦЕЛИНА-ПМ03. Что касается мототрактора УГРА с полноприводным адаптером, в этом случае заводом изготовителем допускается прицеп с допустимой массой в 500 кг. Здесь рекомендуем рассмотреть вариант тележки Целина ПМ-04.
Принци работы картофелесажалки. Каждый клубень аккуратно захватывается специальной ложечкой и укладывается в траншею, которую заранее прорыл бороздоделатель. После чего дисковые окучники над картофелиной формируют земляной гребешок. Удобно то, что можно регулировать колею и частоту укладки картофеля. Сам агрегат подключается к мотоблоку через сцепное устройство, классический размер бункера составляет 33 литра. За счет поступательного движения мотоблока вперед, коласа картофелесажалки приводятся в движение и передают вращение посредством цепи на захватывающее устройство. Колеса могут быть как резиновые, так и металлические.
Картофелекопалки выпускаются двух типов:
- Пассивная, агрегатируется на сцепное устройство мотоблока
- Активная, вибрационная копалка грохотного типа. Подключается через ВОМ мотоблока. Происходит подача на вибростол почвы и корнеплодов с помощью насадки. Земля просеивается через решетку, а клубни попадают в специальную емкость либо укладываются на почву. Высокая (97%) производительность работы.
Культиваторные фрезы. Идут в комплекте с мотоблоком по 2 с каждой стороны. С учетом высокой производительности мотоблока УГРА, можно сразу смело заказывать еще по одной на каждую сторону. Используются для того, чтобы равномерно распределить удобрения в почве и насытить ее кислородом. Существуют 2 типа фрез: гусиные лапки и саблевидные ножи. Насадки изначально продаются в разобранном виде, в связи с чем их нужно самостоятельно собрать.
Грунтозацепы используются одновременно с другими видами навесного оборудования (окучник, плуг, сажалки, копатели). Предназначены для обеспечения лучшего сцепления с землей и дополнительного рыхления почвы. Выходные валы мотоблока УГРА круглые, диметр составляет 30 мм. В большинстве случаев используются для пахотных работ, а также для культивации. Стандартный размер, для выполнения большинства земельных работ, составляет 460х180, при культивации 600х110.
Утяжеляющие грузы весят от 10 до 17 кг и их крепят на колеса мотоблока. Необходимы для следующих целей:
- Увеличение веса.
- Повышение сцепления с землей.
- Увеличение устойчивости моторизированного устройства, когда работает мотоблок.
- Облегчение обработки тяжелой почвы.
Плуг предназначен для вспашки разного типа почв и при необходимости для смешения грунтов с удобрениями. К мотоблоку крепятся благодаря сцепному механизму, специальному держателю и болтам. Плуги выпускают однорядные и двухрядные.
Окучник необходим для:
- Нарезки борозд для посадки растений.
- Окучивание растений.
- Прополка грядок для избавления от сорняков.
Используется либо одиночный, либо двойной.
Борону используют в случаях, когда необходимо:
- Выровнять почву после вспахивания.
- Избавиться от корки на грунте.
- Защитить грунт от пересыхания.
- Убрать участок после сбора урожая.
В среднем вес бороны составляет 12 кг с шириной захвата 80-90 см (в зависимости от модели, которую выбрали).
Снегоуборщики для мотоблоков Угра существуют 3 типов:
- Шнекороторный снегосбрасыватель – его присоединение к мотоблоку осуществляется через вал отбора мощности. Высота захвата снега составляет до 25 см, а ширина – 60 см. Дальность выброса снежных масс - до 8 м. Можно использовать для уборки как свежевыпавшего снега, так и для снега, который уже успел полежать. Плотная кромка льда подрезается острыми зубьями шнека, которые осуществляют подачу снежной массы к крыльчатке. Далее, отбрасывающий механизм, который дает возможность регулировки направления и угла выброса, принимает снежные массы. Весит такой снегоотбрасыватель 47 кг.
- Мотоблочный отвал - присоединяется к мотоблоку и дает возможность использования круглый год. Вес всего 13 кг.
- Зима – очистка участка от снега.
- Весной и осенью – выравнивание грунта, а также уборка участка от мусора.
Конструкция настолько простая и надежная, что ее при желании можно сделать самостоятельно.
Существуют 2 вида отвалов: регулируемые (регулируемые и нерегулируемые. Регулируемый отвал дает возможность выставления угла атаки (левонаправленного, правонаправленного или центрального).
- Мотоблочная щетка – используется также, как и отвал (лопата) круглогодично для уборки участка от мусора и очистки от снега. Щеточный вал поворачивается в две стороны на 18 градусов, что позволяет выбрасывать мусор или снег направо, или налево. Маневренность щетки обеспечивается за счет двух колес, установленных для снижения давления на несущую раму.
Адаптер АМПК-1 присоединяется к мотоблоку для того, чтобы перестроить его в минитрактор (грузоподъемность составляет не более 500 кг).
Полноприводной адаптер оснащается:
- Удобное сидение.
- Тормозная система ленточного типа.
- Специальный механизм, позволяющий крепление навесного оборудования к адаптеру.
Кроме основного навесного оборудования к мотоблокам Угра можно подключить: земляной бур, измельчитель веток, корморезку, дровокол, водяной насос и т.д.
Выводы
- УГРА, это не китайский культиватор, а полнофункциональный мотоблок российского производства
- Качество сборки и производства значительно выше чем у китайских аналогов
- Удобная развесовка, заниженный центр тяжести и двигатель, вынесенный вперед. Вес 86 кг. Переключение передач находится на редукторе: 3 скорости (одна пониженная передача) движения вперед и 1 назад.
- Двигатели устанавливаются как бюджетного производства (Lifan), так и премиум класса (Honda, Subaru, Briggs & Stratton). У мотоблока полноценный вал отбора мощности за счет чего нет потерь мощности.
- В комплексе с навесным оборудованием может выполнять разнообразный спектр работ: обрабатывать почву, косить, опрыскивать, поливать, выкапывать и сажать картофель, перевозить грузы, убирать снег. Навесное оборудование не требует каких-либо навыков для установки.
- 2 ВОМ позволяет подключить широкий спектр дополнительных навесных орудий (кроме классических косилок и снегоуборщиков): циркулярную пилу, роторную косилку, роторный снегоуборщик, кормодробилку, водяной насос, земляной бур и др. Возможно присоединение полноприводного адаптера, который подсоединяется сзади через отбор мощности, за счет этого получается 4 ведущих колеса.
- Рулевая колонка легко регулируется в горизонтальной и вертикальной плоскостях и имеет вибрационную защиту. Разворот руля в горизонтальной плоскости позволяет избежать «затаптывания» почвы при культивировании.
- Мотоблок Угра соответствует европейским нормам безопасности: система управления позволяет мгновенно и безопасно остановить агрегат.
- В комплектации идет 4 фрезы с возможностью наращивания по 3 с каждой стороны, сошник (ограничитель глубины), удлинители осей либо дифференциальные удлинители.