Мотоблоки АГАТ с невероятной скоростью набирают популярность на территории Республики Беларусь. Причин для этого достаточно, и сейчас давайте попробуем разобраться в них.
Культиватор или мотоблок?
По сей день, как ни странно, в Беларуси актуален вопрос покупки культиватора. Основные отличие культиватора от полноценного мотоблока:
- Отсутствие отбора мощности как такового. Ибо основная задача культиватора, это исключительно работа с фрезами.
- Отсутствие у культиватора транспортировочных колес. Т.е. речи о перевозке грузов, а также транспортировки культиватора до участка не идет
- Упрощенная схема редуктора и малое количество скоростей, вплоть до 1 скорости вперед, без реверса, либо 1 скорости вперед и 1 скорости заднего хода.
Все эти нюансы в первую очередь относятся к культиваторам российского производства. Китайские же мото-культиваторы построены по принципу, снять колеса, оставить фрезы, удешевить до минимума и продавать в таком исполнении.
На сегодняшний день, мое мнение, покупка культиватора не имеет никакого смысла. Почему? Да потому что есть мотоблок, который стоит чуть дороже, но значительно лучше справиться с культивацией чем любой заводской культиватор. Но и к этому, вы получите еще и достаточно широкий спектр выполняемых задач. Если посмотреть в сторону мотоблока агат, его преимущества на фоне любого культиватора значительно выше. Ниже приведу таблицу.
Модель | ASILAK SL-84L | Мобил К МКМ-1Р | Мотоблок АГАТ Л6,5 |
ЦЕНА | 1728 рублей | 1890 рублей | 2199 рублей |
Двигатель | 8 л.с. | 6.5 л.с. | 6.5 л.с. |
Ресурс ДВС | 600 мото/часов +/- | 1100 мото/часов | 1100 мото/часов |
Фрезы | 30 см | 32 см | 34 см |
Скорости | 3 вперед / 1 назад | 1 вперед / 1 назад | 4 вперед / 1 назад |
Отбор мощности | нет | нет | да |
Плуг | да/+ колеса | да/+ грунтозацепы | да |
Окучник | да/+ колеса | да/+ грунтозацепы | да |
Выкапыватель | да/+ колеса | да/+ грунтозацепы | да |
Прицеп | да/+ колеса | нет | да |
Сажалка | да/+ колеса | нет | да |
Косилка | нет | нет | да |
Снегоуборщик | нет | нет | да |
Полольники | нет | да | да |
Адаптер | нет | нет | да |
Копалка | нет | нет | да |
Стоимость колес/грунтозацепов | 300 рублей | 260 рублей | в комплекте |
видео |
Обратим внимание, мотоблок АГАТ имеет самый большой диаметр фрез, а поскольку в него смещенный центр тяжести, удобство при работе с фрезами находится на самом высоком уровне. Для идеальной обработки почвы, обороты выходных валов можно регулировать при помощи дроссельной заслонки (ручке газа), а также при смене передаточных чисел. У вас в арсенале будет 4 скорости переднего хода и две скорости заднего хода.
Кроме идеальной работы с фрезами, мотоблок АГАТ имеет отбор мощности через клиноременную передачу, а значит может работать с полным спектром навесного оборудования. Это и косилка роторная, снегоуборщик, щетка, помпа и многое другое.
В комплекте поставки с мотоблоком могут идти как пневматические шины, так и цельнолитые колеса, как правило мы поставляем АГАТ Л6,5 на пневматической шине, а Л7,0 на цельнолитой. К преимуществам цельнолитых шин можно отнести высокую износостойкость, более агрессивный профиль типа «елочка», и более высокий вес колес. Что утяжеляет мотоблок и позволяет работать как с плугом, окучником, выкапывателем и другими навесными орудиями без применения грунтозацепов.
Пример работы техники не российского производства.
Таким образом, даже если исключить функционал отбора мощности, и в связи с этим выполняемый широкий спектр работ, мотоблок АГАТ в своем ценовом диапазоне просто доминирует над любым культиватором.
Борьба в среднем классе
Ахиллесовой пятой АГАТ, для возможной конкурентной борьбы в среднем классе, являются вес и колеса. И если первый вопрос можно решить, утяжелив мотоблок, хотя и это иногда не просто сделать, то вот с колесами могут возникнуть вопросы.
Самым идеальным решением в сложившейся ситуации становится установка иных колес сразу с утяжелителями. Для чего в среднем классе нужен вес и большие колеса. Тут все очень просто. Перечень задач для дачника, которые пользуются мотоблоками легкого класса, сильно отличается от перечня задач на больших территориях.
Мотоблок АГАТ, как ОКА и НЕВА в среднем классе обладает тем же функционалом и разнообразием выполняемых работ. Если мы говорим о культивации, покосе, окучивании, посадке, копке картофеля, уборке снега, рыхлении, использовании с полольниками и т.д. АГАТ ничем не уступает конкурентам. Но есть как минимум 2 принципиальные задачи, которые ОКА и НЕВА могут выполнять как говориться с коробки, то с АГАТом придется помудрить.
Перевозка грузов.
Дачники, если и выезжают за пределы своего товарищества, то как правило делают это редко, либо с целью привезти что-то, либо с целью прогулки в лес за грибами. Грузы, как правило не тяжелые, и прицеп больше используется в качестве удобного сидения. Для дачника не принципиальна грузоподъемность, проходимость, скоростные характеристики. И принципиально иная ситуация, когда мы говорим об эксплуатации в деревне, поселке, городе. В этом случае мотоблок эксплуатируется круглый год и является не только средством передвижения, но реальным грузовым транспортом. Заготовка сена, дров, кормов, удобрений и многое другое – это то, с чем постоянно сталкивается житель среднего населенного пункта. И тут мотоблок должен эксплуатироваться в достаточно серьезных условиях, преодолевать бездорожье, крутые спуски и подъемы, уже становится принципиальной задача грузоподъемности и скоростных характеристики. Именно по этой причине, мотоблок АГАТ из "заводской коробки" со своими маленькими колесами и дорожным просветом уступает ременным мотоблокам ОКА и НЕВА. Расстояние от земли до редуктора АГАТ на штатных колесах составляет не более 15 см. А это чревато не только ударом по ближайшему камню, но и возможность словить пенек либо ветку, залежавшуюся в кустах, или на дороге.
Второй важный вопрос, это вес, при массе мотоблока в 85 кг, потянуть пол тонны груза будет проблематично. Вопрос тут не в мощности естественно, а в контакте пятна с грунтом, при штатных покрышках с шириной в 10 см. сама мысль в перевозке тяжелых грузов не идет. А запас прочности мотоблока позволяет работать ему в критических и тяжелых условиях. Немаловажную роль играют и скоростные характеристики. При ежедневной эксплуатации в качестве грузового транспорта, время перемещения из точки А в точку Б играет важную роль. Для решения этого вопроса, покупателю остается одно, либо покупать мотоблок ОКА, НЕВА, или что-то думать по поводу замены штатных колес на мотоблоках АГАТ.
Пахота.
Работа с плугом является одним из самого сложного испытания для мотоблока. Именно на эффективность работы с плугом ориентируется большое количество покупателей. Основные параметры для пахоты — это снова вес мотоблока и пятно контакта с грунтом. Именно по этой причине, клиенты купившие мотоблок АГАТ для участка от 20 соток, меняют штатные колеса на другие. И тут у нас возникает несколько вариантов развития событий. Наиболее часто встречающиеся в интернете решения:
1. Найти б/у колесные диски от ВАЗ ОКА, R12, с 4-мя отверстиями на 80 мм. В этом случае, ступица мотоблока АГАТ без переделок устанавливается на диск. При таком варианте, на диск устанавливается покрышка КАМА-421 6L-12. Дополнительно, при установке колеса, либо бетоном, либо при помощи универсальных утяжелителей, добавляется вес на каждое колесо. Результат получается феноменальный. Вес покрышки порядка 6 кг., диска около 6 кг., утяжелитель на одно колесо 15-20 кг. Таким образом суммарный прирост веса составляет порядка 50 кг. + противовес 20 кг., и мы получаем агрегат весом в 155 кг. А это уже вес тяжелого МТЗ.
2. Второй вариант, это купить любые автомобильные диски, R13, R14, также утяжелить и использовать со штатной "жигулевской" резиной. Самым неприятным моментов в такой истории будет подгонка и центровка ступицы для диска. Так как разболтовка стандартного "жигулевского" диска 4 на 100, а покрышек КАМА на R13 нет в продаже. Такой вариант будет наиболее дешевым, но придется немного поработать руками.
3. Если у вас грунт не тяжелый, в принципе, можно обойтись стандартными грунтозацепами с утяжелителями, или просто утяжелить штатные колеса мотоблока. Правда такой вариант будет достаточно дорогим, и мы теряем возможность эксплуатации мотоблока по пересеченной местности и в качестве транспортного средства, поэтому, в среднем классе, наилучшим решением всех вопросов сразу станет первый вариант.
Заменив колеса и утяжелив мотоблок АГАТ мы смело сможем перевести его в статус среднего класса, где он будет эффективен и качественно справиться со всеми поставленными задачами. И только в этом случае он становится действительно серьезным соперникам лидеру продаж в этом сегменте — это мотоблоку ОКА и Нева.
Однако, есть случаи, когда АГАТ даже с переделками уступает фабричным мотоблокам:
1. Это мощность двигателя. Самым мощный заводской мотор, который устанавливается на АГАТ это 7 л.с. В этом плане на мотоблоки ОКА и НЕВА устанавливаются моторы и 8, и 9, и 10, и 12 л.с. Можно бесконечно долго утяжелять АГАТ и эксплуатировать его в экстремальных условиях, но очевидным минусом таких переделок становится повышенный износ редуктора и двигателя.
2. АГАТ никак не может конкурировать с НЕВА МультиАгро. Ни по передаточным числам, ни по комфорту, ни по производительности.
3. Проблема поворотов и разворотов, она конечно частично решается при помощи дифференциальных удлинителей, особенно при эксплуатации с огромными тяжелыми колесами, но полноценных разблокировок на АГАТ быть не может.
Как итог, можно сказать что тенденция на покупку мотоблоков АГАТ в среднем классе в Беларуси увеличивается, люди действительно готовы заниматься переделкой мотоблока и заменой колес. Это конечно связано не только с тем что АГАТ стоит немного дешевле конкурентов, а именно в его эффективности, надежности, запасе прочности.
Тяжелый класс
Давайте сразу определимся, какое основное преимущество мотоблоков тяжелого класса кроме веса, больших колес и дифференциала. Это возможность работы с активным навесным оборудованием от жесткого ВОМ (вал отбора мощности). Неустанно я буду напоминать, что навесное оборудование под ВОМ является профессиональным и предназначено для масштабных работ с целью передачи максимального КПД на навесные агрегаты для максимальной эффективности, а конструкция соединения исключается различные ремни и цепи, для минимизации обслуживания. Тяжелые мотоблоки изначально разрабатывались для больших территорий. Главная задача тяжелого мотоблока, максимально быстрое выполнение той или иной работы за минимальное время.
Давайте рассмотрим основной спектр выполняемых работ мотоблоком МТЗ.
- Культивация
- Пахота
- Окучивание
- Уборка снега
- Уборка территории
- Кошение травы
- Перевозка грузов
Со всеми поставленными задачами техника МТЗ справляется практически на отлично. Но, самый главный и важный аспект, заточен мотоблок на большие территории, где граница этих территорий, никто не знает. Может ли мотоблок Беларус эффективно работать на участках 20 соток? Может. А на 40 сотках? Может. А на гектаре? Может.
Именно эта размытость и неопределенность и толкает многих покупателей на покупку мотоблока МТЗ. Но практически всегда возникают проблемы. Каждый третий клиент нашей компании является владельцем мотоблока МТЗ. И приходят эти люди с целью покупки мотоблока среднего либо легкого класса. Причины у каждого свои. Но я могу выделить самый главный проблемный момент, с который обращаются покупатели – это физическое здоровье. Т.е. имея на огороде Беларус, клиент не способен физически работать на нем, техника тяжелая, даже с учетом дифференциала громоздкая, неповоротливая. От этого и страдает физическое здоровье. Даже если мы возьмем участок в 40 соток, для, казалось бы, мелочной работы, придется выкатывать эту громадину из места хранения, навешивать туже фрезу или плуг, все эти агрегаты очень тяжелые, процедура подготовки мотоблока отнимает огромное количество времени, сил и здоровья.
Вес и цены АГАТ против МТЗ
Мотоблок | АГАЛ Л7,5 | МТЗ Беларус 09Н |
вес | + грузы (160 кг.) | 176 кг. |
колеса | Диски ОКА + КАМА 421 (Колеса 6L-12) | |
двигатель | 7 л.с. Lifan | 9 л.с. Lifan |
цена | со всеми доработаками 3000 рублей | 4200 рублей |
отвал | 17 кг. цена 400 рублей | вес 40 кг. цена 1900 рублей |
фреза | в комплекте | 47 кг. цена 1600 рублей |
косилка | 15 кг. цена 1100 рублей | от 70 кг цена от 2000 рублей |
Одно дело это покупка МТЗ для крупного предприятия, где зацепил активную фрезу, закультивировал гектар земли, либо запахал, или выкопал картофель. А совсем иные требования у рядового владельца земельного участка, который может 3 раза за день выкатывать мотоблок с микрозадачами: прокультивировать землю вокруг деревьев в саду, скосить вдоль участка траву, съездить привезти сапропель с ближайшего болота. В этом плане тяжелый мотоблок будет являться абузой. Да, он эффективен с точки зрения пахоты в частном подворье, он эффективен как транспортное средство, да он неплохо справиться с культивацией. Но постоянная смена агрегатов, которые весят как «слон» в итоге приводят либо к отказу от мелких работ и возврату к ручному труду, либо в поиске альтернативы.
- Вес косилки Заря на мотоблок АГАТ составляет 24 кг. Можно поднять одному, установить за 5-6 минут и пойти себе косить траву.
- Вес косилки КРМ-2 для мотоблока МТЗ составляет 70 кг. Нужно развернуть руль, рычаги, нужно как минимум 2 человека и вечность чтобы ее подключить. А теперь давайте ответим на один простой вопрос - вы будете заниматься этим, если вам надо обкосить вокруг участка траву, или, например, если надо скосить 3-5 соток травы. Ответ очевиден - нет. Возьмете свой триммер в гараже, пойдете и за час (время которое надо на установку и снятие косилки с мотоблока МТЗ) скосите необходимую территорию.
Тоже самое касается и многих постоянных работ, если вы зимой решите работать с отвалом, а после отвала вам надо будет вывезти снег на прицепе, алгоритм в вашем случае будет ничуть не лучше. Вам надо развернуть руль, рычаги, вес отвала МТЗ составляет 30 кг., поднять его, подцепить, убрать территорию, а после этого вернуть все обратно, и только тогда вы сможете подцепить прицеп для вывоза снега. В среднем классе мотоблоков, это работает не так, при весе отвала в 17 кг., (ширина отвала что у МТЗ, что у любого мотоблока среднего класса составляет 100 см), ничего не переворачивая, просто надеть на переднее дышло и работать. При этом, скинуть отвал и нацепить прицеп для вывоза снега займет не более 1 минуты. Вы скажете, но ведь мотоблок среднего класса так эффективно не будет убирать снег, даже отвалом, как это будет делать МТЗ. Я отвечу, все верно, но помним, на улице -25, процедура всей манипуляции с отвалом МТЗ займет около 30-40 минут, а снегопад может идти неделю, и каждый день нужна будет данная процедура. А с мотоблока среднего класса, можно подцепить прицеп сзади, а спереди установить отвал и работать только снимая и надевая отвал на дышло. Стоит ли так утруждать свое здоровье, ради пары лишних проходов.
И так со всем остальным, любая работа, которую необходимо сделать, при эксплуатации с мотоблоком МТЗ связана с потраченным временем, болью, тяжелым навесным оборудованием, проблемами со здоровьем. Поэтому я и начал свое повествование о том, что мотоблоки Беларус предназначены для сельскохозяйственных работ, на больших участках, где техника стоит в ангаре, навесное оборудование помогут коллеги нацепить, и работы будут выполняться в большом масштабе.
Проблема культивации в МТЗ это тоже проблема, которая касается владельцев приусадебных участков. Мало того, что фреза весит 50 кг., стоит как мотоблок среднего класса, так она еще и достаточно вредна для земли которую вы бережете. Ведь активная фреза была задумана, как и весь этот мотоблок, для промышленных работ, там не ценят качество работы, там ценят единицу времени, потраченную на эту работу. Основной урон, активная фреза наносит почве, так как скорость вращения фрезы очень высокая. Оптимальными оборотами, для сохранения плодородных слоев почвы допустимы от 30 до 125 об/мин. Почему, потому что в зависимости от грунта, при частоте вращения ниже 30 будут оставаться неразбитые комки земли, а свыше 125 оборотов, грунт начинает перетираться в песок со всеми содержимыми полезными веществами.
Кстати, эта проблема характерна не только для активной фрезы тяжелого мотоблока, она и характерна для большинства китайских мотоблоков среднего класса с кривыми передаточными числами.
Поэтому эффективность тяжелого мотоблока на частном участке стоит под огромным вопросом. Ну а где же преимущества? Не может же быть все вот так плохо скажете вы. И вот что я Вам отвечу.
С очень давних времен, еще с СССР, люди набирали огромное количество земли, ну как набирали, в принципе государство было отнюдь не против того, чтобы граждане возделывали свои земельные участки и выращивали на них сельскохозяйственные культуры и вели хозяйство. Так вот в те года, иметь гектар земли, для классической деревенской семьи было не проблема. По своему опыту помню, что на гектар в среднестатистической семье делился на 3 основных сектора. При том, почти в равной степени. Треть для посадка злаковых культур. Треть под сад и траву для заготовки сена. Остальные 40% делились на 10% грядки (ягоды, овощи) и 30% отдавалось на посадку картофеля.
В то время, самой большой головной болью была пахота всей этой земли. Так как фактически 70 соток необходимо было вспахать как в конце сезона, так и в начале. Именно по этой причине, за воротами стояли такие агрегаты как мотоблоки МТЗ, трактора Т25, Т40 и т.д. А те, кто не пользовался моторной техникой, держали коня. Те, кто владел в то время мотоблоком МТЗ, не имели в своем арсенале косилки, активной фрезы, сажалки, копалки и т.д. Все что нужно было тогдашнему владельцу тяжелого мотоблока это мотоблок, прицеп, плуг, окучник, борона. Именно те проблемы, которые были связаны с пахотой земли и передались до сегодняшних дней, но время прошло, люди уже не держат такие огромные участки, люди не хотят выращивать пшеницу и траву на корм домашним животным, люди не садят по пол гектара картофель, для того что бы зимой прокормить живность. Но привычка осталась, желание у многих осталось, и только попробовав полноценно поработать на тяжелом мотоблоке, клиенты спустя время начинают рассматривать варианты среднего мотоблока.
И так, как парадоксально не было бы сравнивать 2 противоположных мотоблока, я все же рискну. Почему я считаю, что мотоблок АГАТ вполне может конкурировать в тяжелом классе с МТЗ. Дело в том, что АГАТ, как и УГРА (которая является также полноценным мини конкурентом Беларуса) собраны на шестеренчатом редукторе. А это значит, что в них заложен очень высокий запас прочности. Именно это дает возможность нагружать мотоблок до веса стандартного МТЗ.
А если мы можем эксплуатировать АГАТ при весе в 150-170 кг, то и вопросы с такими работами как пахота и перевозка тяжелых грузов снимаются автоматически. Однако преимуществ у тяжелого АГАТа значительно больше: ассортимент навесного больше, дешевле, время на агрегатирование кратно ниже.
Ни в коем случае не хочу навязать вам свое мнение, МТЗ великолепный мотоблок, удобный, тяжелый, но в современном мире нет смысла в покупке огромного внедорожника, если вы в 90% случаев передвигаетесь по городу от дома до работы.